Тип: газовый.
Подтип: газовый.
Назначение: улица.
Доступ: открытый.
Адрес: Большой Гнездниковский пер., 10.
Где расположен: у входа в Учебный театр ГИТИС.
Время появления в Москве:
1865—1932 гг.
Сохранность: сохранился.
Состояние хорошее. Не сохранилась перекладина для крепления лестницы фонарщика
Первые газовые фонари зажглись в Москве в 1865 году. Английская компания "Букье и Гольдсмит" подписала с московскими властями договор об устройстве газового освещения. По договору они должны были построить газовый завод, провести газопроводную сеть и установить в городе 3 тысячи чугунных фонарей. Через 3 года англичане полностью выполнили свои обязательства. Несколько построек завода, в т.ч. газгольдеры, сохранились в Нижнем Сусальном переулке, д.5 (квартал "АРМА"). Изначально газовые фонари давали силу света 10-12 свечей.
В начале XX века для увеличения силы света газовых светильников стала применяться калильная сетка К. Ауэра. Для уличного освещения были разработаны так называемые инвертные газокалильные фонари - их светильник, подвешенный на кронштейне, светил вниз (такой фонарь сохранился, например, на Старой Басманной улице http://fonarimos.ru/index.php?id=47).
Простые газовые фонари также усовершенствовали с помощью калильной сетки Ауэра, таким образом их сила света увеличилась до 50 свечей. Газовое освещение существовало в Москве до 1932 года. Большая часть чугунных фонарей была переплавлена, сохранилось буквально несколько штук.
Переулок, в котором находится фонарь, газом не освещался, на старых фотографиях они также не встречаются. Видимо, фонарь перенесли к главному входу Учебного театра в начале 1990-х гг. и приспособили светильник для электрического освещения. Козырёк входа оформлен в стиле модерн, также около него сохранилась уникальная для Москвы чугунная "противопарковочная" тумба. История дома, где расположена колонна газового фонаря, также очень интересна. C крыши дома Нирнзее Булгаков обозревал Москву в очерке "Сорок сороков": "На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка — верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирнзее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформы крыши, на ней было пусто, как пусто на душе. Но все же это был уже теплый ветер. И казалось, что он задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево больших, живых городов, но снизу сквозь тонкую завесу тумана подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства".
На крыше дома снимали кино (например, "Служебный роман"), здесь был шикарный ресторан, скоростные лифты и возможность "подышать горным воздухом в центре Москвы" (из рекламы). А Учебный театр ГИТИСа находится в помещениях бывшего известного кабаре "Летучая мышь", где плясал канкан сам Станиславский и другие артисты МХТ!
|
|